Марк Эффесский

отецъ нашъ Святой Маркъ Евгеникъ - Исповедник, митрополит Эфесский священно-свидетельствует:
«Никогда, О, человече, то, что относится к Церкви, не исправляется черезъ компромисы: нетъ ничего среднего между Истиной и ложью!»

Оглавление

1. Введение
2. Рецепция социальной и миссионерской концепций РПЦ и поиск методологических подходов в их реализации
3. Толерантность и неотолерантность
3.1 Религиоведение
3.2 Экуменизм
3.3 Уния
3.4 Методология религиозно мировоззренческой девиации
3.5 Заключение
4. Рецепция модернизма
4.1 Идеологическое противостояние апостасии и христианизации
4.2 Понятие секуляризация в философии модернизма
4.3 Понятие «секуляризации» в православном богословии
4.4 Богословский невроз
4.5 Эволюция апостасии и раскрытие христианизации
4.6 Парадигма модернизма
4.7 Миф в модернизме
4.8 Миф модернизма
4.9 Религиозная партикулярность модернизма
4.10 Псевдонаучность модернизма
5. Эсхатологические потенции антропоцентризма и его идеологий
5.1 Искушение последнего времени
5.2 Антропоцентризм, Церковь и светская власть
5.3 Идеологический изъян и механизм обеспечивающий унию с «духом мира сего»
5.4 Маргинализм в церковной структуре
5.5 Распад антропоцентризма
6. Рецепция культуры и культов
7. Рецепция культурологических ошибок
7.1 Жертва и время
7.2 Праздник и веселье
8. Структура археомодерна - Самарийский грех
9. Структура антимодерна - Евхаристический круг
10. Керигма премодерна - Самарийская секта
10.1 Чиновнократия и ее мировоззрение
10.2 Природа ереси и ее эсхатологические потенции
10.3 Духовная экзальтация
10.4 О Самарии
11. Тринитаризм Миссии
12. О термине экуменизм

Понятие «секуляризации» в православном богословии


Хотя православная богословская школа и корректирует термин “sаеcularis” в своих интересах, тем не менее, в унисон с философией модернизма повторяет его философский подлог и тем самым совершает богословскую путаницу, ошибку.

Слово «секуляризация» в богословском понимании означает отсечение или насильственное изъятие чего-либо, например имущества, а точнее, отнятие у Церкви имущества насильственным способом, то есть оно предполагало единовременное действие – как свершившийся факт в результате внешнего воздействия, насилия, агрессии. При этом, современное богословие совершенствуя его, говорится о «секуляризации Церкви», которая разделяется на «внешнюю» и «внутреннюю». Под внешней секуляризацией подразумевается ее материальная секуляризация. Под внутренней секуляризацией имеется в виду «процесс обмирщения Церкви»1.

В понимании «процесса обмирщения» вряд ли этот процесс можно назвать насильственным и единовременным фактическим действием по отсечению членов Церкви. Скорее он описывает долговременную внутреннюю регрессию, как правило, не осознанную. Представляется, что это не совсем точное использование термина «секуляризация», особенно если рассмотреть понятие секуляризации в цепи причинно-следственных связей. Для сравнения можно привести пример из физического мира. Так, вода под воздействием холода превращается в лед. Говоря о куске льда, никому и в голову не приходит разделять раскалывание льда или розлив одного литра воды по стаканам, на внешнюю секуляризацию куска льда и одного литра воды. Точно так же ни кому и в голову не приходит процесс замораживания воды или растапливания льда классифицировать на внутреннюю секуляризацию льда или воды. Тем не менее, когда речь идет о внутренней и внешней «секуляризации», происходит именно такая подмена, когда «процесс» и «результат этого процесса» классифицируются одним и тем же событием. Соединение в единовременном событии статики и динамики это ошибка. Это паралогизм – неосознанная ошибка.

Предлагаемые понятия ущербны и ограниченные. Они не дают всей полноты понимания сути этих процессов и не несут своего лечебного значения для верующих людей. Используемые социологией или религиоведением, термины эти пригодны разве что для описания некоего абстрактного религиозного или социального процесса. Но если говорить о православном вероисповедании, в котором Церковь понимается не как религиозная организация, а как мистическое Тело Христово, то употребление Церкви с большой буквы «Ц» становится не правомочным. Вводя в употребление понятия «внутренней секуляризации» и «обмирщения Церкви», происходит от несовершенства богословского понимания природы Мисси Церкви, ее миссионерского служения и природы деструктивных сил и процессов воздействующих на нее.


1 Архимандрит Рафаил (Карелин) «Христианство и модернизм», М., 1999 г., стр. 279-280. (стр 105-106 http://karelin-r.ru/nuke/books/18.pdf.)

2006 г.

Архангел Михаил Наверх